Душакова Ирина Сергеевна
- Доцент: Факультет креативных индустрий / Институт медиа
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2020 году.
- Научно-педагогический стаж: 4 года.
Oбразование и учёные степени
Достижения и поощрения
Надбавка за публикацию в журнале из Списка B (2024–2025)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка B (2023–2024)
Лучший преподаватель — 2023
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Critical Text Analysis (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1 модуль)Анг
- Critical Text Analysis (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Медиатизация памяти (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 4-й курс, 2, 3 модуль)рус
- Mediatization of Memory (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 2 модуль)Анг
- Научно-исследовательский семинар "Методы исследования медиаконтента" (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Методы исследования медиаконтента" (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 2 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Исследования медиатизации (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 3 модуль)рус
- Исследования медиатизации социальной жизни (Аспирантура; 2-й курс, 1 семестр)рус
- Исследования медиатизации социальной жизни (Дисциплина общефакультетского пула; 2-4 модуль)рус
- История и теория медиа (Маго-лего; 1 модуль)рус
- История и теория медиа (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1 модуль)рус
- Медиаграмотность (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1 модуль)рус
- Медиатизация памяти (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 4-й курс, 3 модуль)рус
- Mediatization of Memory (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 2 модуль)Анг
- Mediatization of Memory (Маго-лего; 2 модуль)Анг
- Научно-исследовательский семинар "Введение в медиаисследование" (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Методы исследования медиаконтента" (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 4 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Методы исследования медиаконтента" (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3 модуль)рус
- Новые медиа и цифровая культура (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук направление: 39.04.01. Социология, направление: 39.04.01. Социология; 1-й курс, 4 модуль)рус
- “Искренние коммуникации”, искусственный интеллект и креативные практики (Маго-лего; 3, 4 модуль)рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Анализ представления общественного мнения в медийном поле (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий направление: 42.03.02. Журналистика, направление: 42.03.05. Медиакоммуникации; 4-й курс, 1 модуль)рус
- Исследования медиатизации (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 3 модуль)рус
- История и теория медиа (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий направление: 42.04.05. Медиакоммуникации, направление: 42.04.05. Медиакоммуникации, направление: 42.04.05. Медиакоммуникации; 1-й курс, 1 модуль)рус
- Медиатизация памяти (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 4-й курс, 3 модуль)рус
- Медиатизация социальной жизни (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 2 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Методы исследования медиаконтента" (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 4 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Методы исследования медиаконтента" (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар «Введение в медиаисследование» (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1 модуль)рус
- Цифровые медиа для будущего (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 3, 4 модуль)рус
- Элементы журналистики и сторителлинга: производство контента в цифровой среде (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 1, 2 модуль)рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Анализ представления общественного мнения в медийном поле (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 4-й курс, 2 модуль)рус
- Исследование медиизации памяти (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 4-й курс, 3 модуль)рус
- Исследования медиатизации (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 2 модуль)рус
- History and Theory of Media (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Научно-исследовательский семинар "Методы исследования медиаконтента" (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Методы исследования медиаконтента" (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 2 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар «Введение в медиаисследование» (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 2 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар «Введение в медиаисследование» (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1 модуль)рус
Проекты
Руководство проектом. Конкурс 2023 года «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными. Коллективный проект «Медиатизация религии: каналы коммуникации, восприятие технологий и практики взаимодействия с ними в православных и иудейских сообществах России». Карточка проекта на русском: https://rscf.ru/project/23-78-10113/, на английском https://rscf.ru/en/project/23-78-10113/
Руководство проектом. Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований в сфере общественно-политических наук, реализуемых молодыми учеными, проводимый совместно РФФИ и ЭИСИ, «Фреймирование личности и эпохи И. Сталина в современных российских СМИ». № проекта: 20-011-32239 опн_мол, номер ЦИТиС 121030500081-1.
Участие в проектах. Исследовательский проект “История советской Рыбницы и постсоветской еврейской общины”, поддержанный Еврейским музеем и центром толерантности.
Конференции
- 2023
ДИЗАЙН МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В КОНТЕКСТЕ СБЛИЖЕНИЯ МОДЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО И ГУМАНИТАРНО- СОЦИАЛЬНОГО ЗНАНИЯ (Москва). Доклад: Искусственный интеллект как утилита базовой новостной грамотности
Авторские права и патенты
№ п/п | Номер РИД | Вид РИД | Наименование РИД | Сведения о регистрации | Авторы |
---|---|---|---|---|---|
1 | 6.0073-2024 | База данных | ZenPropaganda – База данных для определения наличия в тексте пропаганды и манипулятивных приемов | Ильвовский Дмитрий Алексеевич, Кирия Илья Вадимович, Шомова Светлана Андреевна, Душакова Ирина Сергеевна, Чернявский Антон Сергеевич |
Членство в редколлегиях научных журналов
Приглашенный редактор журнала ШАГИ/Steps (Scopus Q1), Том 1 № 1 2025
Приглашенный редактор журнала «Фольклор: структура, типология, семиотика», Том 3 № 2 2020 г. ISSN 2658-5294.
Медиатизация культуры: конструирование новых текстов и практик. Материалы Международной научной конференции (Москва, 30 ноября – 2 декабря 2018 г.) / Сост. И.С. Душакова, Н.С. Душакова; ред. рус. текста М.В. Ахметова; ред. англ. текста У. Диксон – М.: НЕОЛИТ, 2018. – 176 с. ISBN 978-5-6040651-8-1.
Гранты
Руководство проектом. Конкурс 2023 года «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными. Коллективный проект «Медиатизация религии: каналы коммуникации, восприятие технологий и практики взаимодействия с ними в православных и иудейских сообществах России». Карточка проекта на русском: https://rscf.ru/project/23-78-10113/, на английском https://rscf.ru/en/project/23-78-10113/
Руководство проектом. Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований в сфере общественно-политических наук, реализуемых молодыми учеными, проводимый совместно РФФИ и ЭИСИ, «Фреймирование личности и эпохи И. Сталина в современных российских СМИ». № проекта: 20-011-32239 опн_мол, номер ЦИТиС 121030500081-1.
Участие в проектах. Исследовательский проект “История советской Рыбницы и постсоветской еврейской общины”, поддержанный Еврейским музеем и центром толерантности.
Опыт работы
C сентября 2020 г.: старший преподаватель Факультета комууникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ
Апрель, 2017 – март, 2021: менеджер международного образовательного проекта вебинаров в области иудаики и изучения еврейских языков Центра «Сэфер»; координатор pr-отдела Центра «Сэфер» (по сентябрь 2019 г.) (Москва, Россия)
2013 – январь 2017: научный сотрудник Института культурного наследия Академии наук Молдовы, Центр этнологии (Республика Молдова)
2013-2015: преподаватель кафедры Археологии, этнологии и вспомогательных исторических дисциплин Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко (ПГУ, г. Тирасполь). Вела курсы по социальной антропологии, этнографии.
Информация*
- Общий стаж: 5 лет
- Научно-педагогический стаж: 4 года
- Преподавательский стаж: 3 года
«Будущее, помощник, возможность...» Опубликовано исследование ЦЦКМ об искусcтвенном интеллекте в образовании и креативных индустриях
На портале ЦЦКМ опубликованы результаты исследования «Пространство соучастия 2023. На пороге нейросетевой революции: искренние коммуникации, креативные практики и искусственный интеллект».
Человек, коммуникации, медиа в эпоху искусственного интеллекта
Распознавание эмоций, чат-бот для цифровой коллекции Эрмитажа, «цифровой пастух», тренажер для лектора, искусственный интеллект в образовании, технология компьютерного зрения в контекстной рекламе, виртуальная и дополненная реальность в музеях, выставки и студенческие фестивали, сделанные с помощью нейросети…
«Пространство соучастия»: теперь в пространстве нейросетей
Мы живем в драматически меняющемся мире «нейросетевой революции». Это стало особенно заметно с появлением и – что важно – массовой доступностью многих инструментов генеративного ИИ (ChatGPT, Midjourney, Stable Diffusion, ЯндексGPT, Kandinsky, GigaChat и других). И уже понятно, что пространство ИИ – со всеми вызовами, опасениями и надеждами – это, прежде всего, пространство ДИАЛОГА и расширение границ «другого», с которыми современному человеку необходимо учиться взаимодействовать.
«Человек оцифрованный» и ChatGPT: в поисках баланса
Открытки с изображением Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ, сгенерированные нейросетью Кандинский, на удобных креслах; вопросы «цифровой разминки» с голосованием в Ментиметре, выведенные на экран; анимационные ролики про нейросетевого помощника сотовой компании, созданные промпт-режиссерами с помощью ChatGPT; презентации научных докладов в стиле TED; онлайн-мосты с Берлином, Москвой, Астаной и «круглый стол» об этике искусственного интеллекта в образовании – в таком необычном креативно-научном формате в октябре 2023 года прошла международная научно-практическая конференция «Цифровой мир» и "человек оцифрованный": креативные медиа, "искренние коммуникации" и искусственный интеллект».
«Пространство соучастия – 2023»: на пороге нейросетевой революции
29-30 июня в Центре цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ собрались партнеры проекта «Пространство соучастия»: коллеги – преподаватели классических университетов и кампусов Вышки из Красноярска, Перми, Нижнего Новгорода, Москвы.