Иванова Наталья Львовна
- Профессор: Факультет социальных наук / Департамент политики и управления
- Профессор: Факультет социальных наук / Департамент психологии
- Академический руководитель образовательной программы: Психология в бизнесе
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2004 году.
- Научно-педагогический стаж: 40 лет.
Oбразование, учёные степени и учёные звания
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
- Психология консультирования. Техники диагностической и коррекционной работы. Курс повышения квалификации (онлайн, 24 часа). Январь - май 2024.
- Обучение на мастер-классах XXIV Всероссийского жилищного конгресса. 15 - 19 апреля 2024. Сочи. Сириус.
- Психология пространства: исследуем город Севастополь. Мастерская бизнес-психологов. Севастополь. 24 - 28 апреля 2023 года.
- Коммуникации в бизнесе: конструктивное общение для установления партнерских отношений. Серия мастер-классов в рамках осенней школы по бизнес-психологии (40 часов). Сочи. 23 - 28 октября 2023 года.
- Коммуникации в бизнесе: психологические инструменты работы с клиентами в организации. Серия мастер-классов в рамках осенней школы по бизнес-психологии (40 часов). Геленджик. 23 - 29 октября 2022 года.
- Эффективные комммуникации в бизнесе. Серия мастер-классов в рамках летней школы по бизнес-психологии. (72 часа). Ялта. 1 - 10 сентября 2021 года.
- Организация работы преподавателя в системе поддержки учебного процесса Smart LMS НИУ ВШЭ: базовый курс, зачет
- 30 мая - 27 июня 2020 UK Business-psychology.online., 31A Ravensdowne, Berwick-upon-Tweed, TD15 1DQUK Online workshop: Emotional Intelligence Workshop.D. Spry (MSc Psych), Dr N. Marlow
- 2012 Август. Professional training program "Organizational changes: Factors and Conditions", Center of Business Psychology of the University of Westminster (London) and the Business Psychology Master's Program of the National Higher School of Economics. Certificate of Completion.
- 2012 – Великобритания, London Metropolitan University (Лондон). Тема: «Business psychology: Corporate Social Responsibility and Consumer Egocentrism»
- 2011 – Великобритания, London Metropolitan University (Лондон). Тема: «Business Psychology: counseling, couching, assessment, and training»
- 2011 – Великобритания, London Metropolitan University (Лондон). Повышение квалификации по разработке программы двух дипломов «Dual LMU-HSE MPA Development»
- 2009 – Великобритания, London Metropolitan University (Лондон). Тема: «Selection, Assessment and Development for Success in Management».
- 2007, 2008 – Великобритания, University of Birmingham (Бирмингем). Тема: «Специфика организаций государственного сектора».
- 2004 – Научно-практический центр «Межкультурный диалог», обучающий семинар Дж. Берри «Межкультурная адаптация» (сертификат).
- 2003 – Программа IATP «Основы Web-дизайна» (сертификат).
- 2002 – Cambridge College, Великобритания. Тема: «Молодежная программа трудоустройства» (сертификат).
- 2002 – ИПК «Конверсия» Международного университета бизнеса и новых технологий. Тема: «Маэстро переговоров» (сертификат).
- 2001 – Германия, междисциплинарный Центр Дидактики высшей школы Bielefeld University (Билефельд). Тема: «Обучение и повышение квалификации по дидактике высшей школы в российских вузах» (сертификат).
- 1999-2000. США, Berkeley University of California (Беркли, Калифорния) программа Фулбрайт. Тема: «Социальная идентичность и образование в переходный период» (сертификат).
- 1998. Венгрия, летний курс «Образовательная политика и реформы» (сертификат).
- 1997. Германия, Kassel University (Кассель), программа ДААД. Тема: «Демократизация образования: методы обучения, условия взаимодействия (сертификат).
- 1997. Венгрия, летний курс «Политика принятия решений в университете» (сертификат).
- 1994. США, St. Michail College (штат Вермонт), программа «Бизнес для России». Тема: «Психологическая служба в вузе. Взаимодействие вуза, общества и бизнеса» (серитификат).
- 1992-1998. Голландия, Marnix Academy (Утрехт), Utrecht University (Утрехт), Free University (Амстердам) «Взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса в демократической школе».
Профессиональные интересы
- Психология социальной идентичности и межгрупповые отношения
- Профессиональная деятельность, профессиональная идентичность
- Межкультурное взаимодействие, межкультурная адаптация, социальные конфликты
- Психология управления и бизнеса
- Психология социальной и профессиональной идентичности
- Профессиональная деятельность, карьерное развитие
- Психология организаций
Достижения и поощрения
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (октябрь 2024)
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (ноябрь 2023)
- Благодарственное письмо ректора Высшей школы экономики (декабрь 2022)
- Благодарность департамента политики и управления НИУ ВШЭ (февраль 2022)
- Благодарственное письмо проректора НИУ ВШЭ (ноябрь 2021)
- Благодарственное письмо проректора НИУ ВШЭ (ноябрь 2021)
- Благодарственное письмо ректора НИУ ВШЭ (ноябрь 2020)
- Благодарность Факультета социальных наук НИУ ВШЭ (июнь 2020)
- Почетная грамота Высшей школы экономики (декабрь 2017)
- Благодарность Высшей школы экономики (декабрь 2012)
- Благодарность Высшей школы экономики (март 2012)
- Благодарность Высшей школы экономики (март 2012)
Надбавка за академические успехи и вклад в научную репутацию ГУ-ВШЭ (2007–2009, 2005–2006)
Надбавка за академическую работу (2017–2018, 2016–2017, 2015–2016, 2014–2015, 2013–2014, 2012–2013, 2011–2012, 2010–2011, 2009–2010, 2006–2007)
Лучший преподаватель — 2023–2024, 2019–2020, 2016
Лучший академический руководитель в номинации «Удовлетворенность студентов качеством образовательной программы» — 2023–2024
Лучший академический руководитель в номинации «Привлечение студентов» — 2023–2024
Лучший академический руководитель в номинации «Прием иностранных студентов» — 2024
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- HR бренд публичной организации (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
- HR бренд публичной организации (Маго-лего; 1, 2 модуль)рус
- HR технологии современной организации (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- HR технологии современной организации (Маго-лего; 3, 4 модуль)рус
- Лидерство в государственных организациях (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 2 модуль)рус
- Лидерство в государственных организациях (Маго-лего; 2 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "HR менеджмент в публичном секторе" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "HR менеджмент в публичном секторе" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Психология бизнеса" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 2, 3 модуль)рус
- Организационные коммуникации в публичном секторе (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Организационные коммуникации в публичном секторе (Маго-лего; 3, 4 модуль)рус
- Психология бизнеса (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Психология бизнеса (Маго-лего; 1-4 модуль)рус
- Семинар наставника "Психология бизнеса" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Семинар наставника "Психология бизнеса" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- HR технологии современной организации (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- HR технологии современной организации (Маго-лего; 3, 4 модуль)рус
- Лидерство в государственных организациях (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 2 модуль)рус
- Лидерство в государственных организациях (Маго-лего; 2 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "HR менеджмент в публичном секторе" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "HR менеджмент в публичном секторе" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Психология бизнеса" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 2, 3 модуль)рус
- Организационные коммуникации в публичном секторе (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Организационные коммуникации в публичном секторе (Маго-лего; 3, 4 модуль)рус
- Основы психологической помощи в бизнесе (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Основы психологической помощи в бизнесе (Маго-лего; 1, 2 модуль)рус
- Психология бизнеса (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Психология бизнеса (Маго-лего; 1-4 модуль)рус
- Семинар наставника "Психология бизнеса" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Семинар наставника "Психология бизнеса" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- HR технологии современной организации (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- HR технологии современной организации (Маго-лего; 3, 4 модуль)рус
- Business Communications (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1 модуль)Анг
- Лидерство в государственных организациях (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 2 модуль)рус
- Лидерство в государственных организациях (Маго-лего; 2 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Психология бизнеса" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Организационные коммуникации в публичном секторе (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Организационные коммуникации в публичном секторе (Маго-лего; 3, 4 модуль)рус
- Психология бизнеса (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Психология бизнеса (Маго-лего; 1-4 модуль)рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- HR менеджмент в публичном секторе (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- HR технологии современной организации (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Business Communications (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1 модуль)Анг
- Лидерство и управление талантами в государственных организациях (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "HR менеджмент в публичном секторе" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Психология бизнеса" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Организационные коммуникации в публичном секторе (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Основы психологической помощи в бизнесе (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Практикум консультанта (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Психология бизнеса (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Психология коммуникаций в бизнесе (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 2, 3 модуль)рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Кадровый менеджмент в публичном секторе (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Психология бизнеса" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Психология бизнеса" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Организационные коммуникации в публичном секторе (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Организационные коммуникации и стратегии управления человеческими ресурсами (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Практикум консультанта (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Практикум консультанта (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Психология бизнеса (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Психология коммуникаций (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 2, 3 модуль)рус
Конференции
- 2023
6th Dubrovnik International Economic Meeting (Дубровник). Доклад: "Burnout of employees in business organizations in focus of problems of their personal relationships"
6th Dubrovnik International Economic Meeting (Дубровник). Доклад: "BURNOUT OF EMPLOYEES IN BUSINESS ORGANIZATIONS IN FOCUS OF PROBLEMS OF THEIR PERSONAL RELATIONSHIPS"
- 4-я Всероссийская научная конференция с иностранным участием «Психология индивидуальности». Тема доклада: «Особенности самоопределения личности в бизнесе». Москва, ноябрь, 2012.
- Круглый стол, посвященный 75-летию Л.А. Петровской. Человек вне рамок. Москва, ноябрь, 2012.
- Круглый стол: «Успешные выпускники - лучшие студенты ЯрГУ». Ярославль, ноябрь, 2012.
- Международная конференция The British Psychological Society «Changing Social Psychology? Theory and Research in a Transforming World». Тема доклада: «Social identity of female managers with different gender types». Сэнт Андрю, Шотландия, август. 2012.
- Научно-практическая конференция МВД РФ Академия управления МВД. «Актуальные проблемы кадровой работы и морально-психологического обеспечения правоохранительной деятельности в современных условиях». Тема доклада: «Социальная идентичность в системе факторов профессионального развития». Москва, май, 2012.
- 11th European Congress of Psychology. «A rapidly changing world - challenges for psychology» Norway, Oslo, July 2009. Тема доклада: «Identity crisis and professional development in changing world».
- Conference «Business Psychology: Theory and Practice». London Metropolitan University, School of Psychology, 20–23 October 2009. Тема доклада: «Опыт подготовки психологов для бизнеса на факультете психологии ГУ-ВШЭ».
- IX Международная научная конференция «Модернизация экономики и глобализация», 3-5 апреля 2008. Тема доклада: «Профессиональная идентичность как фактор конкурентоспособности личности в современном бизнесе».
- Второй Международный Конгресс «Психология и социология в бизнесе: актуальные проблемы современности». Минск. Центр Системных Бизнес-Технологий SATIO. Белорусский Государственный Педагогический Университет имени М. Танка. Белорусский Государственный Университет Октябрь 2008. Тема доклада: «Проблемы подготовки психологов для работы в бизнес- организациях».
- International Symposium «Activity theories for work analysis and design» of International Ergonomics Association. Finland, Helsinki, May, 2008. Тема доклада: «Personal development in professional activity with risk-conditions».
- 24th Annual Meeting of ISPSO Potential Space – a source for creativity and terrifying anxiety. Тема доклада: «Identity as a factor of psychological defense in organization».
- Четвертая международная научная конференция «Алмазовские чтения» Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города. Ярославль. Мэрия, Союз вузов г. Ярославля. Ноябрь 2007. Тема доклада: «Социальная идентичность как атрибут городской культуры».
- Международная конференция «Россия – ЕС: пространства, свободы, идентичности», Нижний Новгород. 14-15 октября 2007. Тема доклада: «Идентичность как фактор взаимоотношений России и ЕС».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Психология общения: тренинг человечности» (памяти Л.А. Петровской). Москва. МГУ. Ноябрь 2007. Тема доклада: «Идентичность как когнитивный фактор конфликтной компетентности».
- Всероссийская конференция «Психология индивидуальности». ГУ-ВШЭ, 2-3 ноября 2006 г. Тема доклада: «Проблема анализа структуры социальной идентичности».
- VII международная научная конференция ГУ-ВШЭ «Модернизация и государство», ГУ-ВШЭ, 4-6 апреля 2006. Тема доклада: «Проблемы модернизации экономики в контексте кризиса идентичности».
- Международная конференция программы Кенан «Национальные и региональные модели развития в условиях модернизации» Казань, июль, 2006. Тема доклада: «Модернизация общества в контексте кризиса идентичности».
- Международная конференция «Культурно-историческая психология: современное состояние и перспективы», международная организация international society for cultural and activity research (ISCAR), Москва, октябрь, 2006. Тема доклада: «Общество и личность: проблема трансформации идентичности».
- IV международная конференция программы Фулбрайт «Преодолевая страх: на пути к глобальной безопасности». Волгоград, ВГУ, 2006. Тема доклада: «Социальная идентичность и личностное развитие в условиях нестабильного общества».
- Международный симпозиум «Организаторские способности в системе психологического менеджмента и ментального управления потенциалами социальных групп и организаций» (посвящается 85-летию Л.И. Уманского, Кострома, 27-28 октября 2006. Тема доклада: «Проблемы формирования организационной идентичности».
- Международный симпозиум: «Социальная психология и современность». Ярославль, сентябрь, 2006. Тема доклада: «Трансформация идентичности в меняющемся обществе».
- First ISCRAT Congress: «Acting in changing worlds: learning, communication, and minds in intrcultural activities». Sevilla, Spain, 2005. Тема доклада: «Identity transformation and intercultural adaptation».
- International Congress ISCRAT. «Dealing with diversity». Amsterdam, 2002. Тема доклада: «Cultural diversity and identity in education».
Монографии
- Иванова Н.Л. Самоопределение личности в бизнесе: Монография. - М.-Ярославль: МАПН - Аверс-Плюс, 2008. - 204 с.
- Иванова Н.Л. Социальная идентичность: структура и трансформация. Ярославль: изд-во ЯГПУ, 2004, 132 с.
- Иванова Н.Л., Конева Е.В. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности. Ярославль: изд-во ЯГПУ, 2003, 246 с.
- Иванова Н.Л. Образование в западных странах на рубеже веков. Ярославль. Изд-во ЯГпУ, 1999, 176 с.
Статьи
- Иванова Н.Л. Социальная идентичность как фактор конфликтного поведения // Конфликт как проблема. Очерки современной теоретической и прикладной конфликтологии. Спб.: СПбГУ, 2015. С. 77-93.
- Иванова Н.Л. Профессиональная идентичность преподавателей как фактор внедрения инноваций в вузе // Психология обучения № 06. 2016. С. 73-85
- Иванова Н.Л., Мазилова Г.Б. Преодоление кризиса идентичности для стабилизации профессионального здоровья личности. Психологiчнi перспективи. Лучк: Волынский национальный университет им. Леси Украинки. С. 76 – 88.
- Иванова Н.Л. Проблема социальной идентичности в психологических исследованиях // Мир психологии. 2012. №1.
- Иванова Н.Л. Личность в бизнесе: Проблемы и кризисы самоопределения // Психология. Теория и практика. Воронеж // АНО ДПО Воронежский институт практической психологии и психологии бизнеса. 2012. С. 34 – 42.
- Иванова Н.Л., Дубиненкова Е.Н. Проблема карьерного консультирования государственных и муниципальных служащих // Психология обучения. 2012. №1. С. 114 – 123.
- Иванова Н.Л. Самоопределение личности в бизнесе: проблемы и типологии // Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее. Саратов: СГУ, 2011. С. 109 – 114.
- Иванова Н.Л., Дубиненкова Е.Н. Карьерное консультирование в системе государственных и муниципальных служащих // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. №4. С. 176 – 189.
- Иванова Н.Л. Самоопределение личности в бизнесе: проблемы и модели исследования // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. №2. Том 8. С. 28 – 40.
- Иванова Н.Л. Особенности самоопределения личности в бизнесе // Материалы 4-й Всероссийской конференции «Психология индивидуальности». М., 2012.
- Иванова Н.Л. Проблема профессиональных деструкций личности в условиях бизнес-деятельности // Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г.Ярославль, 19-21 мая 2011 г. В 3 ч. ЧIII / Отв. ред. А.В. Карпов, ЯрГУ им. П.Г. Демидова; РФФИ. - Ярославль: ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2011. С. 82-86
- Иванова Н.Л. Проблемы самоопределения личности в бизнесе // Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее. Саратов: СГУ, 2011.
- Иванова Н.Л. Профессиональные деформации личности: проблемы и подходы // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова (акмеология, гендерная психология). 2011 (в печати).
- Иванова Н.Л., Бураншина Н.А. Человеческий капитал муниципального образования и роль социальной идентичности личности в управлении им // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. 2011 (в печати
- Иванова Н.Л., Корягина Н.А. Ранняя социализация: проблемы и механизмы. Германия: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. 232 с.
- Психологические проблемы современного бизнеса /Под ред.: Антоновой Н.В., Ивановой Н.Л., Штроо В.А. Москва: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2011.
- Иванова Н.Л., Дубиненкова Е.Н. Карьерное консультирование в системе государственного и муниципального управления // Вопросы государственного и муниципального управления. М., 2011 (в печати).
- Иванова Н.Л., Васильев О.А. Кадровая политика в государственном управлении: проблемы и поиски их решения // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. №4.
- Иванова Н.Л. Личность в бизнесе: проблемы и кризисы самоопределения // Психологические проблемы современного бизнеса. М.: ГУ-ВШЭ. 2011. С. 27 – 46.
- Иванова Н.Л., Дубиненкова Е.Н. Проблема карьерного консультирования государственных и муниципальных служащих // Психология обучения. 2011. В печати.
- Иванова Н.Л., Антонова Н.В. Проблемы подготовки психологов для работы в бизнесе // Психологические проблемы современного бизнеса. М.: ГУ-ВШЭ. 2011. С. 16 – 27.
- Иванова Н.Л., Кулаева Е.В. Самоопределение женщин с различными типами гендерной идентичности. Вопросы психологии. 2011. №1. С. 106 – 116.
- Иванова Н.Л. Самоопределение личности в бизнесе: проблемы и модели исслдеования // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. т.8, №2. с.28-40.
- Иванова Н. Л. Проблема социальной идентичности в исследовании организаций: основные подходы // Вопросы государственного и муниципального управления, 2010. № 3. C. 89-102.
- Иванова Н. Л. Гражданская идентичность и государственная политика. Психология обучения // Психология обучения. 2010. № 6. C. 54-70.
- Иванова Н.Л. Проблема психологического анализа социальной идентичности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Том 3, № 4, стр. 18–36.
- Иванова Н.Л. Профессиональная идентичность и ее место в идентификационной структуре личности // Ярославский психологический вестник. Москва-Ярославль: Изд-во РПО, 2006, Вып.17. с. 44 – 48.
- Иванова Н.Л., Мазилова Г.Б. Психологические границы социальной идентичности и современные проблемы высшего образования. Ярославский педвестник. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. №2, с.51-57.
- Иванова Н.Л., Мазилова Г.Б. Трансформация социальной идентичности в условиях социально-общественных кризисов // Вестник Костромского государственного университета. Т.12, 2006. №4. С. 81-88.
- Иванова Н.Л., Мнацаканян И.А. Динамика самосознания личности в условиях резких социальных перемен // Вестник Костромского государственного университета. Т.12, 2006. №4. С. 63-69.
- Иванова Н.Л., Мнацаканян И.А. Межкультурная адаптация учащихся зарубежных вузов // Вопросы психологии. 2006. №5. С. 90-100.
- Иванова Н.Л., Прошутинская А.А. "Богатство" и "бедность" в самосознании представителей различных социально-экономических групп // Ярославский психологический вестник. Москва-Ярославль: Изд-во РПО, 2006, Вып.18. С. 52 – 58.
- Иванова Н.Л., Прошутинская А.А. Особенности идентичности у представителей различных социально-экономических групп // Ярославский психологический вестник. Москва-Ярославль: Изд-во РПО, 2006, Вып.18 С. 47 – 51.
- Иванова Н.Л. Психологические факторы разрешения межгрупповых конфликтов // Российско-американские отношения в условиях глобализации. М.: РОО "Содействие сотрудничеству Института им. Дж. Кеннана с учеными в области социальных и гуманитарных наук", 2005. С. 306 - 314.
- Иванова Н.Л. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа // Психологический журнал, 2004, Т. 25, №1, Январь-Февраль, с. 52 - 61.
- Иванова Н.Л. Идентичность и толерантность: соотношение этнических и профессиональных стереотипов // Вопросы психологии. 2004, №6, 54-63.
- Иванова Н.Л. Социальная идентичность в различных социокультурных условиях // Вопросы психологии. 2004, №4, 65-76.
- Иванова Н.Л., Конева Е.В. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство // Мир психологии. 2004, №2 (38). Апрель-июнь, с. 148-157.
- Проблемы интеграции высшего образования в поликультурном мире // Россия и Европейский Союз. М.: изд-во Кеннан институт, 2004. №3, с. 124-131.
- Социальная идентичность в условиях трансформации общества // Проблемы идентичности: человек на пороге третьего тысячелетия. М.: изд-во Кеннан институт, 2003, с. 232-243.
- Иванова Н.Л., Мнацаканян И.А. В поликультурном мире // Высшее образование. 2003, №1. С. 140-146.
- Иванова Н.Л. Проблема анализа структуры социальной идентичности // Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества. Ярославль: изд-во ЯГПУ, 2003, с. 144-154.
- Иванова Н.Л. Исследование социальной идентичности у студентов педагогических вузов // Идентичность и толерантность. М.: изд-во института этнологии и антропологии РАН, 2002. С. 134-152.
Учебно-методические материалы
- Антонова Н.В., Иванова Н.Л. Консультирование и коучинг персонала в организации. М.: Юрайт. 2015. 389 с.
- Иванова Н.Л., Михайлова Е.В., Штроо В.А. Введение в психологию бизнеса: Учеб. пособие. - М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2007. - 471 с.
- Иванова Н.Л. Успешный менеджер. Учебное пособие. Ярославль: изд-во ЯГПУ, 1998. 122 с.
- Иванова Н.Л. Качественный анализ: репертуарные личностные методики. Учебное пособие. Ярославль: изд-во ЯГПУ, 1999. 90 с.
- Иванова Н.Л. Принятие решений в работе менеджера. Учебное пособие. Ярославль: изд-во МУБИНТ, 1999. 98 с.
- Иванова Н.Л., Луканина М.Ф. Психологическая помощь кризисной личности. Учебно-методическое пособие. Ярославль: изд-во ЯГПУ, 2004, 90 с.
- Иванова Н.Л., Луканина М.Ф. Программа коррекции агрессивного поведения младших подростков. Методическое пособие. Ярославль: изд-во ЯГПУ, 2004, 28 с.
Основные публикации на иностранных языках
-
Ivanova N.L., Antonova N.V. Gender Differences on identity features and self-determination process // Journal of Psychology and the Behavioral Sciences. August/September of 2016. IAFOR (International Academic Forum), Japan link: http://iafor.org/publications/iafor-journals/iafor-journal-of-psychology-and-the-behavioral-sciences/
-
Ivanova N.L. Identity crisis and professional development in changing world.A rapidly changing world - challenges for psychology. The Book of Abstracts of 11th European Congress of Psychology ECP09. Oslo. 2009.
-
Iванова Н.Л., Мазилова Г.Б. Психичне здоров'я людей, котрi пiддалися дii релiiгийного культу Психологiчнi перспективи. Сборник научных трудов. Луцк: Изд-во Волынского национального университета. 2009. Выпуск 13. С. 158–164.
-
Iванова Н.Л., Мазилова Г.Б. Деякi проблеми кризи професiйноi iдентичностi студентiв-психологiв. Актуальнi проблеми психологii. Журнал Института психологии АПН Украины. 2009. Том Х, часть 6. С. 311 – 321.
-
Ivanova N.L. Personal development in professional activity with risk-conditions.Activity analyses for developing work. The Book of Abstracts of International Symposium «Activity theories for work analysis and design». Helsinki. 2008: International Ergonomics Association.
-
Иванова Н.Л., Мазилова Г.Б, Проблеми вищоi освiти в полiкультурному свiтi. Вища освiта Украiни. Додаток 3, 2007. С. 153-161.
-
Ivanova N. Identity transformation and intercultural adaptation. Acting in changing worlds: learning, communication, and minds in intrcultural activities. The Book of Abstracts First ISCAR Congress «Acting in changing worlds: learning, communication, and minds in intercultural activities». Sevilla. 2005.
- Social Identity Under Various Sociocultural Conditions // Russian Education and Society, vol. 47, no. 11, November 2005, pp. 71–87.
- Adaptation of Caucasian children to multicultural Russian schools on example of Yaroslavl region // Dialogues in and around multicultural schools. Herrlitz, W. & R. Maier (eds.). Tubingen: Max Niemeyer Verlag. 2005, pp.139-153.
- Identity Transformation and Intercultural Adaptation // Fcting in changing worlds: learning, communication, and minds in intercultural activities. Sevilia, 2005.
- Cultural diversity and identity in education. Material of the International Congress ISCRAT. Dealing with diversity. Amsterdam: Free University Press, 2002.
- Spoleczna tozsamosc studentow rosyjskich uczelni pedagogicznych. Nowy tes (Journal of Bialystok University). №1. Bialystok: University Press, Poland, 2001, pp. 30-35.
- Strategia pracy z dziecmi ulicy w Rosji. Dzieci Ulicy. Problemy profilaktyka resocjalizacja. Bialystok: University Press, Poland. 2000.
- Provision of psychological well-being as the basis for social work and the way for the development of society. Integration of social disadvantaged children - new technology in Social education and social practice. Sofia: University Press, 1999.
Научный руководитель диссертационных исследований
- 1Бабушкин А. Н. Социально-психологические факторы эффективного нетворкинга как вида коммуникации (aспирантура: 1-й год обучения)
- 2Булгаков И. А. Социальная идентичность и стратегии сохранения “лица” как факторы выгорания сотрудников организации (aспирантура: 3-й год обучения)
Участие в проектах
Проекты Научного фонда ГУ-ВШЭ
Психологические проявления кризиса самоопределения личности в бизнесе, (09-01-0055), 2009.
Типы самоопределения личности в бизнесе, (08-01-0067), 2008.
Социальное и профессиональное самоопределение личности в современном бизнесе, (07-01-130), 2007.
Идентичность как фактор профессионального развития, (05-01-0013), 2005.
Исследовательские проекты
- 1992-1998, Голландия. "Взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса в демократической школе"
- 1994, США, Вермонт. Программа "Бизнес для России". Тема: "Работа психологической службы ВУЗа"
- 1997, Германия, университет в Касселе. Программа ДААД. Тема: "Демократизация образования: методы обучения, условия взаимодействия"
- 1997, 1998, Венгрия, Будапешт. Летние курсы "Политика принятия решений в университете", "Образовательная политика и реформы"
- 1999-2000, США, университет Беркли. Программа Фулбрайт. Тема: "Социальная идентичность и образование в переходный период"
- 2001, Германия, Билефельдский университет, Междисциплинарный центр дидактики высшей школы. Курс: "Обучение и повышение квалификации по дидактике высшей школы в российских ВУЗах"
- 2002, Cambridge College. Курс: "Молодежная программа трудоустройства"
- 2002, "ИПК Конверсия". Курс: "Маэстро переговоров"
- 2003. Программа IATP. Курс: Основы Web-дизайна"
- 2004, Научно-практический центр "Межкультурный диалог". Обучающий семинар Дж.Берри "Межкультурная адаптация"
- 2012, НИУ-ВШЭ «Особенности и факторы самоопределения личности в бизнесе»
-
2011, НИУ-ВШЭ «Самоопределение личности в бизнесе: проблемы, модели, подходы»
Бизнес-психология в международной перспективе: Коллективная монография. Том 2.
Во втором томе монографии представлены результаты современных теоретических и научно-практических исследований по психологии бизнеса (business psychology) – динамичной отрасли современной прикладной психологии. Раскрыта суть бизнес-психологического подхода, развиваемого в НИУ ВШЭ, на базе магистерской программы «Психология в бизнесе». Выделены направления исследования психологических факторов бизнеса на личностном, организационном и маркетинговом уровнях. Представлены новые технологии в построении практической работы бизнес-психолога в организациях.
Материалы монографии подготовлены преподавателями, выпускниками, студентами НИУ ВШЭ и других вузов России, Великобритании, Франции, а также практикующими бизнес-психологами.
Книга будет полезна студентам бакалавриата, магистратуры, практикующим психологам, а также профессионалам разных специальностей, которые работают с бизнесом.
Опыт работы
Профессиональный опыт
Преподавание в вузах в России и за рубежом, обучение, консалтинг и тренинги (государственный сектор, бизнес), управленческое консультирование, креативные сессии, управление проектами (государственный сектор, бизнес, общественные организации).
Организация конференций, практических семинаров для преподавателей вузов, управленцев, представителей бизнес-сообщества.
Организация летних школ по бизнес-психологии:
Великобритания (2010 – 2014), Россия (2015, 2016).
Организация международного профессионального сотрудничества (опыт с 1992 года).
Информация*
- Общий стаж: 41 год
- Научно-педагогический стаж: 40 лет
- Преподавательский стаж: 36 лет
Дополнительные сведения
Участие в деятельности профессиональных сообществ:
- Международное общество культурных исследований и теории деятельности (ISCRAT)
- Европейская ассоциация международного образования (EAIE)
- Общество Revaluation Counseling
- Ассоциация "Playback Theatre"
- Международная академия психологических наук (МАПН)
- Российское психологическое общество
День психолога 2024
22 ноября в стенах корпуса на Армянском переулке отпраздновали День психолога – мероприятие включало в себя лекции, мастер-классы и интерактивные игры. На торжественном открытии коллеги и друзья поздравляли одного из основателей департамента психологии и заслуженного профессора НИУ ВШЭ Шадрикова Владимира Дмитриевича с 85-летним юбилеем.
Психологи Вышки об образовании, науке и практике: осенний День открытых дверей департамента психологии
Дважды в год, осенью и весной, департамент психологии в своем здании на Армянском переулке проводит Дни открытых дверей. Осенний прошел 26 ноября. Сотрудники департамента и студенты образовательных программ бакалавриата и магистратуры знакомили гостей с психологическим образованием, наукой и практиками психологов Вышки.
«Человек излучает счастье, и к нему тянутся люди»: зачем нужна позитивная психология
Положительные эмоции и такие чувства, как благодарность, устойчивость и сострадание, повышают качество жизни, человеческих отношений и эффективность в работе. Все более востребованной в обществе становится позитивная психология, способная мягко направлять человека в переломные моменты. Какие инструменты применяются сегодня в работе бизнес-психолога и почему психологическое здоровье сотрудников имеет первостепенное значение для бизнеса, на мастер-классе магистерской программы «Психология в бизнесе» НИУ ВШЭ обсуждали эксперты, тренеры и психологи.
Стартовала конференция "Бизнес-психология: теория и практика"
27-28 ноября 2020 года проходит международная конференция "Бизнес-психология: теория и практика", организуемая магистерской программой "Психология в бизнесе" и Ассоциацией бизнес-психологов России. В этом году конференция проходит в онлайн-формате.
Поздравляем наших выпускников!
Преподаватели департамента психологии и Института когнитивных нейронаук поздравляют выпускников-психологов 2020 года.
Коммуникации в организациях в эпоху Четвертой Индустриальной Революции (The Industry 4.0)
По итогам участия преподавателей магистерской программы «Управление кадрами государственных организаций» в DIEM-2019
Зимняя школа по психологии Факультета социальных наук 2019 года
С 28 января по 1 февраля 2019 г. в подмосковном Учебном центре «Вороново» прошла традиционная Зимняя Школа Факультета социальных наук НИУ ВШЭ.
О тонкостях управления персоналом в государственных организациях, карьерных перспективах выпускников и многом другом полезном для абитуриентов
По итогам участия программы «Управление кадрами государственных организаций»в Зимней школе факультета социальных наук НИУ ВШЭ, которая в этом году проходила 28-31 января, в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново»
Богдана Петько: «Вышка предоставляет уникальные возможности, которыми нужно пользоваться»
Богдана Петько — выпускница первого набора магистерской программы «Управление кадрами государственных организаций» (2018). После окончания магистратуры Богдана решила не останавливаться на достигнутом и продолжила развиваться в научной деятельности. Только уже в качестве аспиранта. Что интересно, Богдана в числе первого набора аспирантов, которые планируют защищаться в диссертационном совете по государственному и муниципальному управлению. Мы попросили её рассказать о таком важном и осознанном решении стать аспирантом и о процессе поступления в аспирантуру. А также о том, как она оценивает свое обучение в магистратуре, как оно может помочь с поиском себя и повлиять на дальнейшие планы в профессиональном развитии.
Конференция «Личностно-профессиональное и карьерное развитие» в Санкт-Петербурге
18-21 июня 2018 г. в Санкт-Петербурге состоялась XIV Международная научно-практическая конференция «Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты», в которой приняли участие доцент кафедры организационной психологии департамента психологии Наталья Викторовна Антонова и заведующая кафедрой теории организации, руководитель магистерской программы «Психология в бизнесе» профессор Наталья Львовна Иванова.
Табель о возрасте
Как повысить эффективность пожилых чиновников
Магистерская программ «Управление кадрами государственных организаций» на Зимней школе Факультета социальных наук
Программа «Управление кадрами государственных организаций» приняла участие в Зимней школе, которая состоялась 23-26 января 2018 г. в Учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново».
Юбилей Натальи Львовны Ивановой
28 марта юбилей Натальи Ивановой, заведующего кафедрой теории организаций.
Конференция в Будапеште
15-16 октября в Будапеште состоялась Международная конференция «Инновации и организация эффективного предоставления государственных и муниципальных услуг» («Public service innovation and the delivery of effective public services»), организованная Национальным университетом государственной службы (Венгрия) и Университетом Эдинбурга (Великобритания). Среди участников были всемирно известные в области внедрения инноваций в публичном управлении ученые, такие как С. Осборн, Р. Кармен.
Конференция в Будапеште
15-16 октября в Будапеште состоялась Международная конференция «Инновации и организация эффективного предоставления государственных и муниципальных услуг» («Public service innovation and the delivery of effective public services»), организованная Национальным университетом государственной службы (Венгрия) и Университетом Эдинбурга (Великобритания). Среди участников были всемирно известные в области внедрения инноваций в публичном управлении ученые, такие как С. Осборн, Р. Кармен.
«Задача бизнес-психолога — повысить эффективность работы компании»
Хороший бизнес-психолог умеет не только проводить тренинги, но и работать со стратегическими целями бизнеса. Как повысить эффективность работы организации? Где найти резервы для личностного развития сотрудников? Как по-новому взглянуть на старую проблему? Всему этому учатся студенты магистерской программы «Психология в бизнесе». Кроме того, уже в процессе учебы они получают возможность решать реальные задачи, стоящие перед компаниями.
В феврале в седьмой раз прошла Зимняя школа НИУ ВШЭ по психологии
С 1 по 5 февраля 2015 года в подмосковном пансионате «Солнечная поляна» прошла седьмая Зимняя школа НИУ ВШЭ по направлению «Психология».
«Если возникают проблемы в коллективе, обращаются в первую очередь ко мне»
Екатерина Грушина, старший специалист по работе с персоналом отдела аудита компании КПМГ, выпускница бакалавриата и магистратуры факультета психологии ВШЭ, считает, что главное преимущество психологического образования в Вышке — это его практическая направленность.
«Знание психологии усложняет жизнь, но применение психологии делает жизнь ярче и богаче»
С 1 по 3 февраля прошла Зимняя школа для абитуриентов магистратуры факультета психологии НИУ ВШЭ.
Доверяй, но проверяй
15 декабря в Высшей школе экономики прошел семинар Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ «Роль доверия и недоверия в общественной жизни». На семинаре выступила ведущий научный сотрудник центра Алла Купрейченко.
Летняя психологическая школа "PERSONALITY, BUSINESS AND ORGANIZATIONS"
3-14 августа в Лондоне прошла вторая Летняя психологическая школа "Личность, бизнес и организация" для студентов магистерской программы "Психология в бизнесе", организованная сотрудниками НУГ "Психология бизнеса" и факультета психологии London Metropolitan University.
Международная конференция "Business Psychology: Personality, Business and Organizations"
8-12 августа в Лондоне (Великобритания) прошла международная конференция «Психология бизнеса: личность, бизнес, организация», организованная научно-учебной группой «Психология бизнеса» совместно с Лондон Метрополитан Университетом. В конференции приняли участие сотрудники лаборатории "Психология бизнеса"
Выездной научный семинар научно-учебной группы на тему "Проблема самоопределения личности в бизнесе в России и Великобритании"
4-5 августа состоялся выездной научный семинар научно-учебной группы "Психология бизнеса" совместно с преподавательским коллективом магистерской программы "Business Psychology" London Metropolitan University. На семинаре обсуждались результаты проведённых исследований, выполненных в рамках Психологии бизнеса, а также направления дальнейших совместных научных исследований научно-учебной группы "Психология бизнеса" и сотрудников LMU.
Психолог в помощь бизнесмену
Магистерская программа «Психология в бизнесе» в Высшей школе экономики была открыта первой в России. Недавно появилось и научно-учебная группа «Психология бизнеса». Заместитель заведующего этой группой и руководитель магистерской программы Наталья Иванова уверена, что на факультете психологии НИУ ВШЭ формируется отечественная школа психологии бизнеса.
«Двойной диплом — двойная ценность»
2 июня состоялась валидация магистерской программы двух дипломов факультета государственного и муниципального управления ВШЭ и факультета права, госуправления и международных отношений London Metropolitan University. О сути этого процесса и новой программе рассказывает руководитель этого проекта — начальник отдела международного сотрудничества Международного научно-образовательного центра в области государственного управления ВШЭ Елена Гуселетова.
Как вести себя в космосе и как «правильно» выйти замуж
Пять дней, с 26 по 30 января, участники Зимней школы по психологии для абитуриентов магистратуры ВШЭ провели рядом с ведущими преподавателями университета, у которых им, возможно, предстоит учиться на протяжении двух лет.