Стенин Иван Андреевич
- Старший преподаватель: Факультет гуманитарных наук / Школа лингвистики
- Научный сотрудник: Факультет гуманитарных наук / Научно-учебная лаборатория социогуманитарных исследований Севера и Арктики
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2016 году.
- Научно-педагогический стаж: 13 лет.
Oбразование
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
сентябрь — декабрь 2007 г. — стажировка в Университете Тампере (Финляндия), факультет гуманитарных наук, Школа лингвистики и переводоведения
ноябрь 2010 г. — октябрь 2013 г. — аспирантура сектора типологии Института языкознания РАН
июль 2019 г. — участие в летней школе «The 3rd Crete Summer School of Linguistics» (Греция)
июль 2020 г. — участие в летней школе «Web Summer School in Logic, Language, and Information (WeSSLLI)»
июль 2020 г. — участие в летней школе «Virtual NYI» (V-NYI, The New York — St. Petersburg Institute of Linguistics, Cognition and Culture)
январь 2022 г. — участие в зимней школе «Virtual NYI» (V-NYI #4, The New York — St. Petersburg Institute of Linguistics, Cognition and Culture)
Полномочия / обязанности
сентябрь — декабрь 2016 г. — ответственный за программы дополнительного образования Школы лингвистики
январь 2017 г. — февраль 2021 г. — член образовательной комиссии факультета гуманитарных наук
июнь 2020 г. — февраль 2021 г. — председатель образовательной комиссии факультета гуманитарных наук
июль 2020 г. — наст. вр. — ответственный за библиотеку Школы лингвистики
Достижения и поощрения
- Почетная грамота факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ (ноябрь 2024)
- Благодарность факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ (ноябрь 2022)
- Благодарность Школы лингвистики НИУ ВШЭ (январь 2022)
Персональная надбавка ректора (2017–2018)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка B (2024–2025)
Победитель Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ – 2022, 2021
Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые преподаватели до 30 лет" (2017–2018)
Полевые исследования
2021 — наст. вр. — Республика Саха (Якутия), якутский язык
2016 — наст. вр. — Чукотский автономный округ, чукотский язык
2014 — Камчатский край, ительменский язык
2013–2017 — Республика Мордовия, мокшанский язык
2010–2014 — Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Таймырский Долгано-Ненецкий район Красноярского края, (ижемский) коми-зырянский, севернохантыйский, северномансийский, лесной ненецкий, нганасанский языки
2010–2011 — Ленинградская область, (сойкинский) ижорский язык
2009–2011, 2014 — Ямало-Ненецкий автономный округ, тундровый ненецкий язык
2007 — Вологодская область, севернорусские говоры
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- A Grammar of a non (Standard Average) European Language (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Анг
- Грамматика неевропейского языка (Маго-лего; 3, 4 модуль)рус
- Искусство грамматики: грамматические категории и грамматические системы языков мира (Маго-лего; 1, 2 модуль)рус
- Мифология, фольклор и искусство народов России и сопредельных стран (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук)рус
- Models and methods in language description (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 3 модуль)Анг
- Повышающие актантные деривации (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Теория языка (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- Теория языка (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Финский язык (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 1-4 модуль)рус
- Языки мира (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 3 модуль)рус
- Языки мира (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 2-й курс, 3 модуль)рус
- Языки народов России и сопредельных стран (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- A Grammar of a non (Standard Average) European Language (Маго-лего; 2-4 модуль)Анг
- A Grammar of a non (Standard Average) European Language (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 2-4 модуль)Анг
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Введение в лингвистику (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Повышающие актантные деривации" (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Research and Design seminar "Linguistic projects" (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Анг
- Research and Design seminar "Linguistic projects" (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика, направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Север и Арктика с точки зрения социальных и гуманитарных наук (Общеуниверситетский факультатив; 1, 2 модуль)рус
- Теория языка (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- Теория языка (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Типология грамматических отношений (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)рус
- Типология грамматических отношений (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 3 модуль)рус
- Финский язык (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Языки мира (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 2-й курс, 3 модуль)рус
- Языки мира (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3 модуль)рус
- Языки народов России и сопредельных территорий (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1, 2 модуль)рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Введение в лингвистику (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Тундровый ненецкий язык" (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Теория языка (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- Теория языка (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Теория языка (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- Типология грамматических отношений (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)рус
- Типология грамматических отношений (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 3 модуль)рус
- Финский язык (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 1-4 модуль)рус
- Языки мира (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 2-й курс, 3 модуль)рус
- Языковое разнообразие (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 3-й курс, 4 модуль)рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Введение в лингвистику (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Мастер-классы приглашенных ученых (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Russian as a Foreign Language (Дисциплины для иностранных студентов; 1-4 модуль)Анг
- Теория языка (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Теория языка (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- Теория языка (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Типология грамматических отношений (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)рус
- Типология грамматических отношений (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 3 модуль)рус
- Финский язык (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- Языки мира (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3 модуль)рус
- Языковое разнообразие (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
Цифровые ресурсы
Мультимедийный корпус амгуэмского говора чукотского языка (2018 г., версия 0.1). Создан Е. А. Гараниной (Герасименко) и И. А. Стениным. Ссылка
Сайт «Chuklang» (2018 г., версия 0.1). Материалы и исследования по чукотскому языку. Создан Е. А. Гараниной (Герасименко), разработан Московской чукотской командой под руководством И. А. Стенина. Ссылка
Конференции
- 2024
10th Workshop on Samoyed(ic) languages and cultures (Szeged). Доклад: Passive verbs with the marker -ra / -rye in Tundra Nenets
- 2022
Workshop ‘Language and Culture Contact in North-Eastern Siberia’ (Мюнстер). Доклад: Morphosyntactic complexities in (North-Eastern) Siberia: evidence for contact-induced convergence?
- 2018
7th International Conference on Samoyed Studies (Tartu). Доклад: Resultative in Tundra Nenets
- 2016
6th International Conference on Samoyedology (Москва). Доклад: Causativization and (a)telicity: A Northern Samoyedic perspective
Тринадцатая Конференция по типологии и грамматике для молодых исследователей (Санкт-Петербург). Доклад: Some observations on Moksha passive
- 2015
Congressus Duodecimus Internationalis Fenno-Ugristarum. (Оулу). Доклад: Morphosyntax and semantics of focus intraclitics in Tundra Nenets and beyond
- 2014
Одиннадцатая Конференция по типологии и грамматике для молодых исследователей (Санкт-Петербург). Доклад: Ненецкие фокусные маркеры: два вида неожиданности
- 2013
Десятая Конференция по типологии и грамматике для молодых исследователей (Санкт-Петербург). Доклад: Некаузативные эффекты каузативной морфологии северносамодийских языков
3-я конференция «Типология морфосинтаксических параметров» (Москва). Доклад: Имперфективирующие деривации и антипассивная конструкция в ненецком языке
Association for Linguistic Typology 10th Biennial Conference (ALT 10) (Лейпциг). Доклад: ‘Direct’ and its synonyms: a case study on the grammaticalization in attributives
- 2012
4th International Conference on Samoyedology (Гамбург). Доклад: Средства детранзитивизации в ненецком языке
4th International Conference on Samoyedology (Гамбург). Доклад: Семантика глаголов колебательного движения в ненецком языке
III COLOQUIO INTERNACIONAL SOBRE TIPOLOGÍA LÉXICA (LEXT-III) (Международный коллоквиум по лексической типологии (LEXT-III) (Гранада). Доклад: Атрибутивы как источник грамматикализации: ‘прямой’ и ‘ровный’ в русском, немецком и финском языках
- 2011
Verba sonandi : Aspects Linguistique, Culturel et Cognitif (Экс-ан-Прованс). Доклад: Verbs of animal sounds in Finnish
- 2010
Седьмая конференция по типологии и грамматике для молодых исследователей (Санкт-Петербург). Доклад: Простое деепричастие в тундровом диалекте ненецкого языка
Третья международная конференция по самодистике (Новосибирск). Доклад: Обстоятельственные предложения времени со значением следования в тундровом диалекте ненецкого языка
Проблемы лексико-семантической типологии (Воронеж). Доклад: «Животные звуки» и зоометафоры в мужевском говоре коми-зырянского языка
Гранты
РНФ, 19-78-10139 «Аргументная структура, залог и актантная деривация в языках Западной Сибири»
ПНФ НИУ ВШЭ, 17-05-0043 «Аспекты морфосинтаксиса чукотского языка» (НУГ «Типологические особенности чукотско-камчатских языков»)
РНФ, 16-18-02081 «Четыре грамматических описания языков России как многоязычного государства»
РФФИ, 16-06-00536 «Семантико-синтаксический интерфейс в уральских и алтайских языках»
РГНФ, 16-04-18037 «Экспедиция по сбору данных уральских и алтайских языков»
РФФИ, 14-06-00271 «Построение виртуальной лаборатории для надёжного хранения и распределённой обработки данных исчезающих языков»
РГНФ, 14-04-00496 «Этимологический диалектный словарь северносамодийских языков (анализ и подготовка к изданию наследия Е. А. Хелимского)»
РФФИ, 13-06-00884 «Исследование морфосинтаксических параметров межъязыкового варьирования в уральских и алтайских языках»
ФФЛИ, А-19-2013 «Экспедиция по документированию ительменского языка»
Опыт работы
Начал работать в НИУ ВШЭ в 2016 году.
2012–2013, 2015–2016 — преподаватель кафедры финно-угорской филологии филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова
2013, 2014 — младший научный сотрудник Отдела урало-алтайских языков Института языкознания РАН
2011, 2012 — младший научный сотрудник Отдела типологии и ареальной лингвистики
2011–2016 — технический редактор-переводчик CNET dFactory Sarl/CNET Content Solutions
Информация*
- Общий стаж: 9 лет
- Научно-педагогический стаж: 13 лет
- Преподавательский стаж: 8 лет
Арктическая лаборатория на Первом Евразийском конгрессе лингвистов
9–13 декабря 2024 года в Москве прошёл Первый Евразийский конгресс лингвистов. Иван Стенин, Татьяна Казакова и Алексей Виняр приняли в нём участие
Сотрудники лаборатории на IV конференции по уральским, алтайским и палеоазиатским языкам
С 25 по 27 ноября в Институте лингвистических исследований РАН (г. Санкт-Петербург) в четвёртый раз прошла конференция, на которой обмениваются опытом и новыми полевыми данными ведущие специалисты в том числе по северным языкам. На ней выступили сотрудники лаборатории Инна Зибер и Иван Стенин
Конференция «Социокультурные трансформации в сообществах Севера и Арктики» – 2024
7–8 ноября на факультете гуманитарных наук состоялась научная конференция «Социокультурные трансформации в сообществах Севера и Арктики», организованная Лабораторией социогуманитарных исследований Севера и Арктики ФГН.
Доклад Ивана Стенина на самодийской конференции
Иван Стенин принял участие в 10-й Международной конференции по самодийским языкам и культурам, прошедшей в Сегедском университете (Венгрия).
Доклад Ивана Стенина на семинаре лаборатории
19 марта на семинаре Арктической лаборатории научный сотрудник Иван Стенин сделал доклад о «пассивных» глаголах с показателем -ra / -rye в тундровом ненецком языке.
Восьмая чукотская экспедиция: мудрости прошлого и настоящего
С 26 июня по 24 июля 2023 года состоялась восьмая экспедиция по изучению и документации чукотского языка. Как и в прошлые годы, сотрудники Лаборатории социогуманитарных исследований Севера и Арктики и студенты Школы лингвистики ездили в село Амгуэма Иультинского района Чукотского автономного округа.
Седьмая чукотская экспедиция в село Амгуэма: лучше поздно, чем никогда
С 31 июля по 30 августа 2022 г. прошла седьмая экспедиция по изучению и документации чукотского языка в село Амгуэма. Накануне очередной экспедиции, которая должна состояться в июне–июле 2023 г., рассказываем об опыте прошлого года.
Семинар арктической лаборатории: завершение обсуждения книги «The Siberian World»
В Арктической лаборатории прошёл заключительный семинар в серии семинаров, посвящённых обсуждению книги «The Siberian World». Сотрудники и сотрудницы лаборатории рассказали о прочитанных главах из двух последних разделов коллективной монографии.
Открытая лекция Ивана Стенина в КЦ ЗИЛ
14 февраля на лектории Вышки в здании культурного центра ЗИЛ состоялась открытая лекция Ивана Стенина «Ненцы Ямала: их культура и язык»
Состоялась предзащита диссертационного исследования Ивана Стенина
10 февраля состоялась предзащита диссертации на соискание степени кандидата филологических наук / PhD НИУ ВШЭ научного сотрудника нашей лаборатории Ивана Андреевича Стенина.
Третья Якутская экспедиция
Третья Якутская экспедиция проходила с 27 июня по 16 июля в селе Кентик (Харыялах) Верхневилюйского улуса Республики Саха (Якутия) — том самом, куда мы так стремились попасть ещё в прошлом году. Рассказываем о работе и жизни на новом месте, новых знакомствах и впечатлениях.
Осенняя (зимняя) Якутская экспедиция
Осень — время воспоминаний. Например, о прошедших полевых исследованиях. Спустя всего три месяца после первой Якутской экспедиции, в середине октября 2021 её участники отправились во вторую — привести свои темы к логическому завершению и познакомиться с другой, осенней, Якутией.
Объявлены лауреаты Конкурса на лучшие работы на русском языке
6 июня 2022 года были объявлены победители Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ среди работников НИУ ВШЭ. Поздравляем наших коллег с заслуженными наградами!
Результаты Конкурса лучших научных и научно-популярных работ сотрудников НИУ ВШЭ на русском языке
6 июня были подведены итоги Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ. Среди победителей — сотрудники Школы лингвистики.
Стажёры-исследователи Лаборатории защитили свои третьи курсовые
Ксения Лапшина, Любовь Баркова, Алексей Бакланов и Матвей Мордасов, стажёры-исследователи Арктической лаборатории, 30 и 31 мая защищали свои исследования этого года вместе с другими третьекурсниками ОП ФиКЛ.
На семинаре Арктической лаборатории выступили участники якутских экспедиций 2021 года
На очередном рабочем семинаре Арктической лаборатории выступили участники двух якутских экспедиций этого года: летней и осенней.
Шестая Великая Чукотская экспедиция: лингвистика и логистика
27 августа, проведя около трёх недель на Чукотке, две из которых за работой и не только в селе Амгуэма, одними из последних вернулись из летнего поля участники чукотской экспедиции — сотрудники Лаборатории социогуманитарных исследований Севера и Арктики, а также Лаборатории по формальным моделям в лингвистике и студенты Школы лингвистики. Шестая Великая Чукотская экспедиция, она же «Экспедиция по изучению и документации чукотского языка», подарила старым участникам долгожданную встречу с дорогими друзьями и любимым чукотским языком, а новичков познакомила с океаном, тундрой, настоящей полевой работой и удивительными людьми.
Первая экспедиция Вышки по изучению и документации якутского языка
Летом 2021 года состоялась первая экспедиция НИУ ВШЭ в Республику Саха (Якутия), посвящённая изучению якутского языка. За три недели в поле, с 25 июня по 17 июля, сотрудники Лаборатории социогуманитарных исследований Севера и Арктики, Лаборатории по формальным моделям в лингвистике, а также студенты Школы лингвистики успели не только исследовать различные аспекты якутской грамматики, но и прикоснуться к удивительной культуре саха. В день начала работы Второй Якутской экспедиции публикуем краткие заметки о нашем первом опыте.
На семинаре Арктической лаборатории выступили участники чукотской экспедиции
6 октября состоялось очередное заседание научного семинара Арктической лаборатории, на котором участники Шестой Великой Чукотской экспедиции отчитались о своей работе.
Тобольск, «Град-Царствующ // Сибирь»
Люди, занимающиеся исследованием Севера, как кажется, любят ездить на Север и без научной необходимости, ради собственного удовольствия — например, там можно провести отличный отпуск, и не один, благо интересных и заслуживающих внимания северных мест всегда хватает. В этом выпуске — путевые заметки Ивана Стенина из Тюмени и Тобольска, где он побывал на майских каникулах.
Общеуниверситетский факультатив «Север и Арктика с точки зрения социальных и гуманитарных наук»
Арктическая лаборатория запустила общедоступный университетский факультатив на платформе «Онлайн-образование в НИУ ВШЭ», чтобы привлечь внимание студентов университета и внешних слушателей к арктическим исследованиям и проектам лаборатории.
Объявлены лауреаты Конкурса русскоязычных научных и научно-популярных работ
7 июня 2021 г. в 18:00 состоялась церемония объявления победителей Конкурса на лучшую научную и научно-популярную работу на русском языке. Конкурс проводится по двум номинациям: лучшая научная публикация на русском языке (по гуманитарным, социальным и естественным наукам) и лучший научно-популярный проект на русском языке (книги, лекции, видео-каналы, подкасты, онлайн-проекты и др.).
В Арктической лаборатории прошёл выездной семинар
С 14 по 16 мая Научно-учебная лаборатория социогуманитарных исследований Севера и Арктики провела первый выездной интенсивный семинар недалеко от города Кубинка, где сотрудники и сотрудницы лаборатории сплотились, поделились своим экспедиционным опытом, обсудили методы и междисциплинарные проекты лаборатории (а также поели шашлыка — жаль, не из оленины).
Семинары Лаборатории с января по апрель проходили онлайн
Официально Лаборатория открылась в апреле, однако на самом деле сотрудничать и вести активную совместную деятельность коллеги по команде начали существенно раньше, ещё в январе. Здесь мы публикуем ретроспективу семинаров, прошедших за это время.
В Вышке открывается Лаборатория социогуманитарных исследований Севера и Арктики
Исследования языков и культур арктического региона, в первую очередь полевые, имеют в Высшей школе экономики богатую историю в рамках Школы лингвистики и других подразделений факультета гуманитарных наук. Новая лаборатория объединит близкие друг другу лингвистические, социолингвистические и социально-антропологические проекты в рамках отдельного подразделения.
На ФГН завершился конкурс проектных групп студентов и аспирантов
Спешим поделиться с вами списком одобренных проектов студентов и аспирантов и, конечно же, поздравить победителей! Своими размышлениями о ходе конкурса поделился председатель образовательной комиссии ФГН Иван Стенин.
Пятая Великая Чукотская экспедиция
30 августа 2019 года завершилась очередная Великая Чукотская экспедиция, она же — «Экспедиция по изучению и документации чукотского языка», поддержанная программой «Открываем Россию заново». Об экспедиции рассказывают её участники.
Экспедиции Школы лингвистики по программе «Открываем Россию заново»: начинаем новый сезон!
Бюро Совета Фонда образовательных инноваций НИУ ВШЭ рассмотрело заявки подразделений университета на организацию студенческих экспедиций «Открываем Россию заново». Среди поддержанных заявок — десять экспедиций Школы лингвистики!
«Мое спанье выспалось»: о мокшанском пассиве и его нестандартных значениях
На научном семинаре школы лингвистики факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ выступил старший преподаватель школы Иван Стенин с докладом о мокшанском показателе пассива.
Лингвисты, чукчи и танцы: международная школа TyLex — 2017 в Вороново
В учебном центре Вороново прошла недельная школа по типологии и лексике TyLex — 2017. Её участниками стали студенты и аспиранты со всего мира, а преподавателями — выдающиеся отечественные и зарубежные лингвисты. Организатором мероприятия стала школа лингвистики факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.
Университет Прованса выпустил книгу школы лингвистики о звуках животных
В издательстве Университета Прованса вышла монография «Verba sonandi: représentation linguistique des cris d'animaux» под редакцией и общим руководством руководителя школы лингвистики Екатерины Рахилиной.