Шомова Светлана Андреевна
- Профессор: Факультет креативных индустрий / Институт медиа
- Менеджер: Центр цифровых культур и медиаграмотности
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2011 году.
- Научно-педагогический стаж: 32 года.
Oбразование, учёные степени и учёные звания
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
2024 год - Программа повышения квалификации "Искусственный интеллект для преподавания различных дисциплин" (НИУ ВШЭ)
2021 год - Программа повышения квалификации «Организация групповой и командной работы студентов в условиях онлайн-обучения» (НИУ ВШЭ, Проект «Teach for HSE/ Преподаем в Вышке»)
2016 год - Программа повышения квалификации "Эдьютон. Трансформация журналистского образования" (Региональный институт непрерывного образовния ФГБОУ высшего образования "Пермский государственный национальный исследовательский университет)
2015 год - "Digital Media Development and Education" (Преподавая Новые медиа) - стажировка в г. Стокгольм (Швеция): посещение шведских университетов и частных школ журналистики, редакций СМИ, организаций саморегулирования прессы, ворк-шопы и мастер-классы по новым медиа.
2013 год - News Literacy Summer Institute for Teachers (Летний Университет по Новостной грамотности для преподавателей), университет Стони Брук, Нью-Йорк, США
2012 год - "Методика составления контрольно-измерительных материалов (Разработка компетентностно-ориентированных заданий в практике преподаваний высшей школы)", НИУ ВШЭ
Достижения и поощрения
- Почетная грамота НИУ ВШЭ (март 2023)
- Благодарность Высшей школы экономики (декабрь 2022)
- Благодарственное письмо ректора НИУ ВШЭ (ноябрь 2020)
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (ноябрь 2018)
Надбавка за академические достижения и вклад в репутацию НИУ ВШЭ (2020–2022)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка А (и приравненном к нему научном издании) (2024–2025, 2023–2024)
Лучший преподаватель — 2021, 2018
Полномочия / обязанности
В Департаменте (Институте) медиа в качестве профессора выполняет следующие обязанности: чтение лекций, ведение семинарских занятий, проверка работ, консультации, прием зачетов и экзаменов, руководство подготовкой выпускных квалификационных работ в бакалавриате и магистратуре, написание статей, монографий и учебников.
В структуре Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ (работа на условиях совместительства) выполняет обязанности методиста-исследователя. В задачи входит:
- организация и сопровождение научных исследований по тематике центра;
- участие в организации научных конференций (в частности, "Цифровые медиа для будущего");
- разработка и корректировка учебных программ в рамках проектов центра (прежде всего, партнерского проекта с Фондом Потанина "Пространство соучастия");
- подготовка методической документации по проектам Центра;
- участие в наполнении сайта Центра информационным контентом.
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Мемы в структуре вирусной коммуникации (Маго-лего; 3 модуль)рус
- Переговорный процесс и коммуникативные технологии (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 4-й курс, 2 модуль)рус
- Семинар наставника (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Этическое регулирование медиа (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Медиаграмотность (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1 модуль)рус
- Медиаграмотность (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1 модуль)рус
- Мемы в структуре вирусной коммуникации (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 3 модуль)рус
- Мемы в структуре вирусной коммуникации (Маго-лего; 3 модуль)рус
- Право в медиакоммуникациях (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Семинар наставника (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Этическое регулирование медиа (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3 модуль)рус
- Этическое регулирование медиа (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 2 модуль)рус
- “Искренние коммуникации”, искусственный интеллект и креативные практики (Маго-лего; 3, 4 модуль)рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Деонтология журналистской деятельности (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 1 модуль)рус
- Медиаграмотность (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1 модуль)рус
- Мемы в структуре вирусной коммуникации (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий направление: 42.03.02. Журналистика, направление: 42.03.05. Медиакоммуникации; 4-й курс, 3 модуль)рус
- Мемы в структуре вирусной коммуникации (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 2 модуль)рус
- Право в медиакоммуникациях (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Цифровые медиа для будущего (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 3, 4 модуль)рус
- Элементы журналистики и сторителлинга: производство контента в цифровой среде (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 1, 2 модуль)рус
- Этическое регулирование медиа (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3 модуль)рус
- Этическое регулирование медиа (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 2 модуль)рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Медиаграмотность (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3 модуль)рус
- Медиаграмотность (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1 модуль)рус
- Правовое и этическое регулирование медиа (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 4 модуль)рус
- Этика современных медиакоммуникаций (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3 модуль)рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Аудиовизуальные коммуникации: история и современность (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 3, 4 модуль)рус
- Деонтология и медиаэкология (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Медиаграмотность (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Медиаграмотность (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1 модуль)рус
- Новостная грамотность: новость как объект манипуляции (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 1, 2 модуль)рус
- Правовое и этическое регулирование медиа (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 2 модуль)рус
* В названии ВКР упоминается издание «Медуза». «Медуза» включена Минюстом в список СМИ, выполняющих функции иностранного агента.
Участие в редколлегиях научных журналов
Гранты
2018 год - Индивидуальный исследовательский грант Научного фонда НИУ ВШЭ
2013 год - грант Издательского дома НИУ ВШЭ по изданию авторских учебников
Конференции
- 2024
Журналистика в 2023 году: творчество, профессия, индустрия (Москва). Доклад: Ты, я и «Алиса»: как мы уживаемся с искусственным интеллектом
"Политический язык, языки политических теорий: международная конференция" (Москва). Доклад: Политический мем в Рунете: семантика и жанры
«РЕКЛАМА, PR И ДИЗАЙН В БРЕНД-КОММУНИКАЦИЯХ» (Москва). Доклад: «Раб, помощник или соавтор? Генеративные нейросети в современных креативных индустриях»
Журналистика будущего: диалог в метавселенной. I Медиафорум исследователей и практиков медиа (Казань). Доклад: Нейросетевая революция: «на пороге» или «внутри»? Искусственный интеллект в образовании и творчестве
- 2023
«Журналистика в 2022 году: творчество, профессия, индустрия» (Москва). Доклад: Цифровая пересборка – 2022: как поменялись медиапрактики и медиаповседневность россиян
ДИЗАЙН МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В КОНТЕКСТЕ СБЛИЖЕНИЯ МОДЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО И ГУМАНИТАРНО- СОЦИАЛЬНОГО ЗНАНИЯ (Москва). Доклад: Искусственный интеллект как утилита базовой новостной грамотности
«Цифровой мир» и "человек оцифрованный": креативные медиа, "искренние коммуникации" и искусственный интеллект (Алматы). Доклад: «Российский медиаландшафт: цифровая пересборка. Динамические изменения и адаптация потребителей»
- 2022
Медиаобразование - 2022: современные тенденции в развитии образования (Москва). Доклад: Динамические изменения российского медиаландшафта: вызовы и решения
Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы (Москва). Доклад: «Новые медиа и «новая этика»: точки пересечения
- 2021
Международная научно-практическая конференция «Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия» (Москва). Доклад: «Львы, орлы и куропатки…» (фейки времен инфодемии весны-лета 2020 года)
VI Международная научно-практическая конференция «Цифровые медиа для будущего» (Москва). Доклад: «Наболевшие темы и насущные вопросы»: восприятие и интерпретация интернет-мемов российскими студентами
Международная научно-практическая конференция "Информационные технологии и их влияние на внутреннюю политику государства и международные отношения" (Москва). Доклад: Фейки пандемии Covid-19 как репрезентация международной новостной повестки дня
- 2020
Международная научно-практическая конференция «Журналистика в 2019 году: творчество, профессия, индустрия» (Москва). Доклад: "Иероглифы протеста": политические мемы в Рунете
Международная научно-практическая конференция Медийно-информационная грамотность в цифровом мире: как научить учителей (Москва). Доклад: От медийно-информационной к трансмедиаграмотности: динамика развития процессов
- 2019
IYМеждународная научно-практическая конференция "Медиаграмотность, медиаэкология, медиаобразование: цифровые медиа для будущего" (Москва). Доклад: "Доверяй, но проверяй": о проблемах формирования медиаграмотности и критического мышления российских студентов(результаты исследования)
News Literacy Global Conference (Познань). Доклад: «Between “May” and “May Not”: Ethical Issues of the Russian National Memosphere
Роботы заявляют о своих правах. Доктринально-правовые основы и нравственно-этические стандарты применения автономных роботизированных технологий и аппаратов (Владивосток). Доклад: МЕЖДУ ТВОРЧЕСТВОМ И СМЕРТЬЮ: этические дилеммы использования алгоритмов и нейросетей в современных медиа
- 2018
Экспертный семинар "Будущее России: новые вызовы и возможности медиакоммуникаций в общественно-политической сфере" (Нижний Новгород). Доклад: Мемы и выборы: новые реалии политической коммуникативистики
XIX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: "Война мемов": новые повороты информационного противостояния
XIX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Медиаобразование: методология преподавания новостной грамотности различным аудиториям
Экспертный семинар "Условия и факторы устойчивости политической системы России" (Санкт-Петербург). Доклад: Доверие как капитал: современные СМИ между выигрышем и банкротством
MES Media Education Summit (Гонконг). Доклад: NEW MEDIA AND NEW ETHICS: the analysis of media literacy problems of the Russian students
- 2017
XVIII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Политический сторителлинг в России: медиа и трансмедиа
Третья международная научно-практическая конференция "Медиаграмотность, медиаэкология, медиаобразование: цифровые медиа для будущего" (Москва). Доклад: Новость: «прошлогодний снег» или «внеморальная ценность»? О метафорах и определениях в новостной грамотности
Форум мирового Интернет проекта 2017 (МОСКВА). Доклад: Интернет-мемы в структуре политической коммуникации: аттракторы, протекторы, агрессоры
Global News Literacy Conference: The Future of News Literacy in a Connected World (Нью-Йорк). Доклад: Specific Сharacter of News Literacy Teaching in Russia and Dynamics of the Media Literacy Level of Russian Students (2013-2017)
- 2016
XVII АПРЕЛЬСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И ОБЩЕСТВА (Москва). Доклад: Новые медиа и "новая этика": к вопросу о ценностных трансформациях журналистской профессии
XVII АПРЕЛЬСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И ОБЩЕСТВА (Москва). Доклад: Образование и медиаграмотность в России: генезис и современные тенденции
Международная научно-практическая конференция "Политическая текстология как наука и учебная дисциплина: проблемы становления" (Москва). Доклад: О Зверях и Героях (скрытая политическая символика в современных медиатекстах)
Всероссийский научно-методологический семинар Эдьютон-2016: Трансформация журналистского образования (Пермь). Доклад: Журналистика для не-журналистов: что нужно знать современному человеку о мире медиа
II Съезд Российского общества политологов (Казань). Доклад: Политический интернет-мем: постфольклор или PR-технология?
Y Международная научно-практическая конференция "Социальный компьютинг: основы технологии развития, социально-гуманитарные эффекты" (Москва). Доклад: Политический интернет-мем: к вопросу о типологизации
II Международная конференция "Визуальная коммуникация в социокультурной динамике" (Набережные Челны). Доклад: Политический сторителлинг в визуальной коммуникации
- 2015
XYI Апрельская международнеая научная конференция "Модернизация экономики и общества" (Москва). Доклад: Архетип против мема: константы культуры в политической коммуникации
Наука о коммуникации как дисциплина и область знаний в современном мире: диалог подходов (Москва). Доклад: Спонтанность как иллюзия: интернет-мем в структуре политической коммуникации
Вторая Международная научно-практическая конференция «Медиаграмотность и медиаобразование: цифровые медиа для будущего» (Москва). Доклад: Образование и медиаграмотность в России: генезис и современные тенденции
- 2014
XY Апрельская международная конференция НИУ ВШЭ по проблема экономики и общества (Москва). Доклад: "Свой», «Чужой» и «Ничей»: маркеры культурной идентичности в предвыборной кампании мэра Москвы"
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ««NEWS LITERACY И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ» (Москва). Доклад: Новость как коммуникативный феномен: преимущества и риски
- 2013
XIY Апрельская международная научно-практическая конференция "Модернизация экономики и общества" (Москва). Доклад: Традиции смеховой культуры в лозунгах российского митинга
«Постсоветское пространство как языковой проект: медиа, политика, культура» (Москва). Доклад: Ключ к власти (архетипические паттерны политической риторики)
Научный руководитель диссертационных исследований
- 1
- Вирен Г.В. Принципы создания новостных текстов в российских информационных агентствах (специальность 10.01.10 - журналистика). Защищена в 2011 году в МГУ им. М.В. Ломоносова.
- Кувшинникова Д.Г. «Тексты интернет-рекламы: специфика, структура, эффективность» (специальность 10.01.10 - журналистика). Защищена в мае 2014 года в РУДН.
- Данилина А.А. «Корпоративные школьные СМИ: специфика, содержание, структура» (специальность 10.01.10 - журналистика). Защищена в декабре 2015 года в РУДН.
- Черненко Ю.А. «Блуждающие» сюжеты культуры в политической PR-коммуникации» (специальность 10.01.10 – журналистика) Защищена в декабре 2017 года в РУДН.
Работа в диссертационных советах
С 2012 года - Диссертационный совет Д. 501.001.07 в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова (факультет журналистики)
Руководство диссертационными исследованиями на соискание ученой степени кандидата наук
- Вирен Г.В. Принципы создания новостных текстов в российских информационных агентствах (специальность 10.01.10 - журналистика). Защищена в 2011 году в МГУ им. М.В. Ломоносова.
- Кувшинникова Д.Г. «Тексты интернет-рекламы: специфика, структура, эффективность» (специальность 10.01.10 - журналистика). Защищена в мае 2014 года в РУДН.
- Данилина А.А. «Корпоративные школьные СМИ: специфика, содержание, структура» (специальность 10.01.10 - журналистика). Защищена в декабре 2015 года в РУДН.
Оппонирование диссертационных исследований
Подготовлено более 15 отзывов официального оппонента на диссертации по специальности 10.01.10 - журналистика (в том числе на соискание ученой степени доктора филологических наук: Дзялошинский И.М. "Коммуникационные стратегии социальных институтов в медиапространстве России" - защищена в 2013 г.; Назайкин А.Н. "Эффективный рекламный текст в СМИ" - защищена в 2012 г. и другие); более 10 отзывов ведущей организации на кандидатские и докторские диссертации той же специальности.
Опыт работы
Образование:
1985 - факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова
1990 год - аспирантура факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова
2003 год - докторантура РГСУ
Ученая степень кандидата филологических наук с 1991 года
Ученая степень доктора политических наук с 2004 года
Ученое звание профессора с 2017 года
Профессиональная деятельность за последние годы:
- Сентябрь 2011 - по настояще время - профессор факультета медиакоммуникаций, департамента медиа НИУ ВШЭ. Основные дисциплины, читаемые в НИУ ВШЭ: "Медиаграмотность", "Этическое регулирование медиа", "Деонтология и медиаэкология", "Новостная грамотность: новость как предмет манипуляции", "Современные коммуникационные технологии".
В ходе работы в НИУ ВШЭ в разные годы руководила департаментом новых медиа, была академическим руководителем ОП "Журналистика" (бакалавриат)
Является исследователем Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ
- Январь 1999 года - август 2011 года - заведующая кафедрой рекламы и связей с общественностью Института международного права и экономики им. А.С. Грибоедова. Основные дисциплины, читаемые в ИМПЭ: "Профессиональная этика журналиста", "История рекламы", "Основы Паблик Рилейшнз", "Основы рекамной деятелности", "Переговорный процесс", "Технологии создания PR-текстов", "Основы имиджелогии".
Прочая деятельность:
Член Экспертного совета ВАК по политологии в 2012 - 2022 году
Член Союза журналистов с 1986 года
Информация*
- Общий стаж: 38 лет
- Научно-педагогический стаж: 32 года
- Преподавательский стаж: 32 года
Дополнительные сведения
Член Экспертного совета ВАК по политологии в 2013-2022 годах
Член Союза журналистов России
«Молодые медиа» расширяют границы. Открыт прием тезисов для участия в научной студенческой конференции
Для всех, кто планирует заниматься наукой, хочет поделиться результатами исследований и зарегистрировать свою работу в национальной библиографической базе данных научного цитирования (РИНЦ), Институт медиа НИУ ВШЭ при поддержке Факультета креативных индустрий проводит Вторую научно-практическую студенческую конференцию «Молодые медиа».
«Будущее, помощник, возможность...» Опубликовано исследование ЦЦКМ об искусcтвенном интеллекте в образовании и креативных индустриях
На портале ЦЦКМ опубликованы результаты исследования «Пространство соучастия 2023. На пороге нейросетевой революции: искренние коммуникации, креативные практики и искусственный интеллект».
Человек, коммуникации, медиа в эпоху искусственного интеллекта
Распознавание эмоций, чат-бот для цифровой коллекции Эрмитажа, «цифровой пастух», тренажер для лектора, искусственный интеллект в образовании, технология компьютерного зрения в контекстной рекламе, виртуальная и дополненная реальность в музеях, выставки и студенческие фестивали, сделанные с помощью нейросети…
«Университеты, музеи, креативные индустрии в диалоге с искусственным интеллектом»: в нижегородском кампусе Вышки прошла встреча экспертов проекта «Пространство соучастия»
Как грамотно взаимодействовать с виртуальными помощниками и генеративным искусственным интеллектом, как на использование нейросетей реагирует система высшего образования и как найти решения для задач креативных индустрий и высшей школы? Преподаватели, учёные, студенты и сотрудники музеев поговорили об этом на встрече экспертов проекта «Пространство соучастия» в нижегородском кампусе НИУ ВШЭ.
Science art: взгляд на науку через медиаарт
С 4 по 9 апреля 2024 в Атриуме на Покровском бульваре, 11 прошла выставка экспериментального проекта «Лаборатория ArtMedia&Science». Студенты магистерской программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» совместно с дизайнерами и молодыми учеными ВШЭ рассказали о фундаментальных исследованиях языком медиаарта.
«Пространство соучастия»: теперь в пространстве нейросетей
Мы живем в драматически меняющемся мире «нейросетевой революции». Это стало особенно заметно с появлением и – что важно – массовой доступностью многих инструментов генеративного ИИ (ChatGPT, Midjourney, Stable Diffusion, ЯндексGPT, Kandinsky, GigaChat и других). И уже понятно, что пространство ИИ – со всеми вызовами, опасениями и надеждами – это, прежде всего, пространство ДИАЛОГА и расширение границ «другого», с которыми современному человеку необходимо учиться взаимодействовать.
О медиаграмотности и не только
Центр цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ продолжает развивать и укреплять связи с российскими музеями – не только на уровне проектов-коллабораций или консультаций, но и на уровне совместного обсуждения «горячих» тем взаимодействия человека и искусственного интеллекта, бытования современной цифровой среды, повседневных медиапрактик Homo Digital.
От «Пространства соучастия» – к «Общему делу»
Проекты Центра цифровых культур и медиаграмотности, реализуемые при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина, вызывают стабильный интерес у представителей академического сообщества России.
«Человек оцифрованный» и ChatGPT: в поисках баланса
Открытки с изображением Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ, сгенерированные нейросетью Кандинский, на удобных креслах; вопросы «цифровой разминки» с голосованием в Ментиметре, выведенные на экран; анимационные ролики про нейросетевого помощника сотовой компании, созданные промпт-режиссерами с помощью ChatGPT; презентации научных докладов в стиле TED; онлайн-мосты с Берлином, Москвой, Астаной и «круглый стол» об этике искусственного интеллекта в образовании – в таком необычном креативно-научном формате в октябре 2023 года прошла международная научно-практическая конференция «Цифровой мир» и "человек оцифрованный": креативные медиа, "искренние коммуникации" и искусственный интеллект».
Вас ждут «Медиапараллели»!
Если вы учитесь в Институте медиа, планируете заниматься научной работой, хотите поделиться результатами своих исследований и давно мечтаете о публикациях, вам поможет участие в Первой научно-практической студенческой конференции «Молодые медиа» НИУ ВШЭ.
Сотрудники Лаборатории лингвистической конфликтологии разработали критерии оценки творческого контента для Яндекс.Музыки
Это позволит с высокой точностью определять контент для взрослых
«Пространство соучастия – 2023»: на пороге нейросетевой революции
29-30 июня в Центре цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ собрались партнеры проекта «Пространство соучастия»: коллеги – преподаватели классических университетов и кампусов Вышки из Красноярска, Перми, Нижнего Новгорода, Москвы.
Про мемы – и не только
Осенью 2022 года – в рамках давнишней традиции – Центр цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ продолжает проводить встречи с представителями креативных индустрий, специалистами в области новых медиа, мастерами интернет-коммуникаций.
Вышел новый номер журнала "СоциоДиггер", тема выпуска – медиаграмотность.
"Когда-то медиаграмотность казалась роскошью, сейчас это – необходимость"... Эти слова Элиc Ли, медиаисследователя из Гонконга, могли бы стать эпиграфом к новому номеру журнала СоциоДиггер, главная тема которого – медиаграмотность.
Лекции Анны Качкаевой и Светланы Шомовой на Летней школе инклюзивных практик
Сегодня, в 15:15 начнутся лекции Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ в Летней школе инклюзивных практик, которая проводится с 1 по 10 июля 2021 года совместно с ГМИИ имени А.С. Пушкина.
Цифровые медиа настоящего: в Москве завершилась конференция «Цифровые медиа для будущего»
Четыре дня междисциплинарных докладов, нешаблонных тем, специальных событий и неожиданно жарких дискуссий – таков итог завершившей свою работу VI Международной научно-практической конференции «Цифровые медиа для будущего».
Весь мир в окне зума
6 апреля начала свою работу VI Международная научно-практическая конференция «Цифровые медиа для будущего». Участников ожидают четыре дня панельных дискуссий, дискуссионных секций, постерных сессий и специальных событий.
«Факультет заинтересован в ярких и нестандартных студентах, много знающих и свободно мыслящих»
Знать актуальную повестку, не растекаться мыслью в ответах, не врать лишнего – такие советы дают абитуриентам перед устным собеседованием преподаватели ОП «Журналистика» и «Медиакоммуникации».
«Пространство соучастия» времен пандемии
Центр цифровых культур запускает «второй сезон» межрегионального проекта. На онлайн-встрече новые участники из университетов Казани, Санкт-Петербурга и Красноярска обсудили подходы к «дорожной карте» по созданию учебных курсов по цифровому продюсированию и запуску цифровых студенческих проектов для социальных и культурных институций своих регионов.
Жизнь среди книг
Академическое чтиво
Завершилась Школа преподавателей Департамента медиа – 2018
С 18 по 21 декабря 2018 года прошла первая Школа преподавателей Департамента медиа. В ней приняли участие 28 человек.
Учебник преподавателей ВШЭ победил в премии «Книга года»
Учебник «Мультимедийная журналистика» под редакцией преподавателей факультета коммуникаций, медиа и дизайна Анны Качкаевой и Светланы Шомовой стал победителем премии «Книга года» в номинации «Учебник XXI века». Книга выпущена издательством ВШЭ.
Книга "Мультимедийная журналистика" стала дипломантом конкурса "Лучшие книги года"
1 июня 2018 г. в рамках Книжного фестиваля "Красная Площадь" прошел финал самого массового и авторитетного профессионального издательского конкурса "Лучшие книги года", который уже 27 лет проводится Ассоциацией книгоиздателей России (АСКИ). Участие в нем ежегодно принимают не менее 140—150 издательств различного профиля.
Юбилей Светланы Андреевны Шомовой
14 февраля юбилей Светланы Шомовой, профессора Департамента медиа.
Учебник «Мультимедийная журналистика» представили на фестивале «Школьный двор»
Новый учебник под редакцией профессоров Департамента медиа Анны Качкаевой и Светланы Шомовой его создатели презентовали 2 сентября на фестивале «Школьный двор» на Мясницкой. Среди авторов — теоретики и практики из Москвы, Барнаула, Казахстана, Канады, США и Черногории.
Журналисты-третьекурсники впервые сделали таймлайны по журналистской этике
Первый раз на теоретическом курсе “Деонтология и медиаэкология” студенты создали медиапродукты - мультимедийные таймлайны (от англ. “линия времени”). В работах они прослеживают развитие этической журналистской мысли в России, рассматривают кодексы и анализируют кейсы.
Школа по медиаграмотности для педагогов прошла в Вышке
Четвертая школа “Про новости - грамотно!” прошла 30 января - 1 февраля при поддержке фонда “Либеральная миссия”. В Вышку приехали преподаватели из Екатеринбурга, Тюмени, Томска, Нижнего Новгорода, Курска, Тольятти, Пермского края, Саратова, Белгорода, Республики Татарстан. Раньше школы в Царском селе и Ельцин-центре собирали студентов немедийных специальностей, эта была первой для медиа педагогов.
Предупрежден, вооружен, медиаграмотен!
На факультете коммуникаций, медиа и дизайна особое место занимает тема медиаграмотности. В 2013-ом году отдельная дисциплина по новостной грамотности была включена в учебный план бакалавров. Спустя год состоялась первая выездная школа медиаграмотности в Царском Селе, а начиная с 2015-го года, это направление стали преподавать и на майноре «Медиа и массовые коммуникации».
Руководитель образовательной программы «Журналистика» Светлана Шомова выпустила новую книгу про архетипы в политической коммуникации
В Издательском доме Высшей школы экономики вышла книга академического руководителя образовательной программы «Журналистика», профессора НИУ ВШЭ, доктора политических наук Светланы Шомовой. Она называется «От мистерии до стрит-арта. Очерки об архетипах культуры в политической коммуникации». Для чего журналистам читать эту книгу и почему какие-то ее фрагменты устарели раньше, нежели она вышла из печати, — рассказывает автор.
Политические мемы формируют общественное мнение
Сообщения-мемы способны мгновенно «заразить» аудиторию и даже повлиять на поведение и установки людей. Стереотипные сообщения легко принимаются людьми, при этом пользователи мемов зачастую не задумываются, насколько их содержание отражает реальность, рассказала профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Светлана Шомова в статье «Политический интернет-мем: сущность, специфика, разновидности».
«Мне просто интересно работать с детьми»
Антон Молодцов, преподаватель департамента «Новые медиа и социальные коммуникации» факультета медиакоммуникаций ВШЭ и генеральный директор агентства «Образовательный маркетинг», был признан студентами одним из лучших преподавателей, проводивших семинарские занятия в этом году.